По характеру образа выделяют следующие виды воображения

Воображение — это процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Воображение — необходимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа конечного и промежуточного продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Любая деятельность включает в себя воображение художественная, конструкторская, научная, литературная, музыкальная и т. Воображение тесно связано с мышлением. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. Но опережающее отражение действительности в процессе воображения происходит в виде ярких представлений, а опережающее отражение в процессе мышления происходит путем оперирования понятиями. Например, выбор способа действия человек осуществляет путем логических рассуждений с помощью мышленияно в то же время ярко представляет, как будет осуществляться это действие с помощью воображения. Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления например, научная проблема. Если проблемная ситуация отличается неопределенностью исходные данные с трудом поддаются точному анализу, то в действие приходят преимущественно механизмы воображения например, работа писателя. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления, когда отсутствует нужная полнота знаний, и все-таки представить себе конечный результат. Хотя иногда намеченные фантазией пути решения бывают недостаточно точны. Воображение тесно связано с восприятием и памятью, т. Например, создавая образ пустыни, человек опирается на прошлый опыт он знает, что такое песок, видел на картинке или в зоопарке верблюда. «Изобретатель — это человек, нашедший новую комбинацию уже известных оборудований»,- Процессы создания образов воображения. Технология создания образов воображения имеет аналитико-синтетический характер, т. Человек расчленяет ранее сложившуюся систему представлений и создает на этой основе новые образы. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Но анализ и синтез при создании образов воображения могут осуществляться в различных формах. Агглютинация в переводе с греч. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы русалка, избушка на курьих ножках, кентавр. Также этот прием используется в техническом творчестве танк-амфибия соединяет качества танка и лодки, аккордеон — сочетает фортепьяно и баян. Гиперболизация гипербола — увеличить объект, литола - уменьшить — увеличение или уменьшение предметов, или изменение количества частей предмета великан, мальчик-с-пальчик, многорукие богини в Индии, дракон с семью головами, одноглазый циклоп. Подчеркивание — заострение каких-либо признаков дружеские шаржи или злые карикатуры. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации создание художником национального орнамента, элементы которого взяты из растительного мира; образ итальянца, американца и т. Типизация — используется в художественной литературе, скульптуре, живописи; здесь характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах, и воплощение этого в конкретном образе. Кроме этого, течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций например, Толстой смотрел на вышитую рубашку и у него родилась глава «Анны Карениной» о моде, женщинах и о том, что Анна не. Но особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций под влияние эмоций, мыслей. По степени активности в процессе создания новых образов различают два вида воображения: активное и пассивное. Активное воображение возникает из потребностей человека и стимулирует его творческую и практическую активность. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Воссоздающее — это воссоздание образов существующих предметов, создание образов, соответствующих описанию. Это происходит, когда человек читает учебную или художественную литературу, или слушает рассказ. Причем, у людей возникают разные образы одного и того же предмета, что зависит от силы воображения человека и мастерства автора. Творческое — это самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности открытия в науке, изобретения в технике, создание произведений искусства. В данном случае речь может идти как об объективно такие предметы действительно не существуюттак и о субъективно новом это ново для данного человека. Творческое воображение — более сложная психическая деятельность, чем воссоздающее например, представить механизм по чертежу проще, чем создать сам этот чертеж. Неправильно думать, что творчество — это свободная игра воображения. Творчество — это работа и памяти, и мышления. Схема творческого процесса: 1. Концентрация «стягивание» знаний, относящихся к данной проблеме. Сознательная и бессознательная работа над материалом разложение и соединение, перебор вариантов, озарение. Проверка и доработка гипотезы. Виды творчества: научное, литературное, художественное, музыкальное, педагогическое и т. В процессе творчества образы творческого воображения могут многократно переделываться. Образ или ситуация, возникающие в голове писателя, всегда пропускаются через эмоциональную сферу личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатели, художники, музыканты вызывают ответные чувства у слушателей и читателей. Творческое воображение необходимо и на ранних стадиях изучения научной проблемы. Ученые не всегда в состоянии установить логическую последовательность изучаемых явлений, фактов. Чтобы восполнить этот пробел, используется воображение, которое позволяет выдвинуть догадки. Дальше же идет доказательство или опровержение того, что создало воображение, т. Воображение необходимо и в педагогической деятельности педагогическое творчество. Учитель должен быть в состоянии предвидеть комплекс причин, обуславливающих поведение учащихся, предвидеть ход урока, предугадать реакции учеников. Кроме этого, воспитание — это проектирование личности, создание идеального образа, но в индивидуальном порядке. Пассивное воображение — это когда фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное воображение проявляется тогда, когда образы возникают в результате специального намерения человека. Преднамеренно вызванные образы, которые человек не стремится воплотить в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессе воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности. У таких людей воображение выступает как замена действительности: человек уходит в область фантастических представлений, чтобы скрыться от тяжелых условий, неразрешимых задач. Непреднамеренное воображение возникает при ослаблении деятельности сознания без специальных намерений человека. Например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне, при патологических расстройствах сознания галлюцинации. Сновидения,как правило это комбинация из обрывков прежних впечатлений и переживаний. Часто сны создаются на основе внешних раздражений, которые спящий человек не осознает. Галлюцинации кроме алкогольных — это фантастические видения, которые не имеют никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно это результат нарушения работы организма. Как правило, сопровождают некоторые заболевания. Особый вид воображения — мечта это создание образов желаемого будущего. Не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов того, что человек желал бы осуществить. Мечты бывают реальными и нереальными. Но в отличие от грез мечта выступает побудительной силой деятельности. По сути, достичь мечты невозможно, т. В случае, когда человек ни о чем не мечтает, можно говорить, что его развитие закончилось. По структуре создаваемых образов выделяют такие виды воображения: 1. Пространственно-схематическое — создание образов с помощью букв, цифр, символов, т. Такие знаки отражают пространственные и логические отношения и за ними стоит какая-то техническая реальность. Конкретно-индивидуальное конкретные образы, например, новый прибор. Конкретно-обобщающее создаются типические образы: в художественной литературе, живописи, музыке. По виду деятельности выделяют: 1. Воображение в производственно-технической деятельности. Воображение в научном творчестве. Воображение в художественном творчестве. Воображение в педагогической деятельности. Сензитивным периодом для развития воображения является дошкольный возраст, т. Богатую пищу воображению дают ролевые игры, которые позволяют не только усваивать общественный опыт, но и углубляют и закрепляют ценные качества личности смелость, решительность, организованность, находчивость. Хотя говорить о настоящем творчестве в дошкольном возрасте еще рано, т. Выделяют следующие свойства личности с высоким воображением: 1. Одухотворенность, проявляется в романтическом складе и поэтической натуре. Мечтательность или фантазерство, может оказаться негативной особенностью личности. Образы фантазии у разных людей могут отличаться по новизне, оригинальности, точности, степени реалистичности, произвольности, устойчивости, в зависимости от потребностей и области профессиональной деятельности и т. У людей малочувствительных образы воображения бледны и слабы. Эмоции и чувства 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах. Выражение эмоций и чувств. Общее понятие об эмоциях и чувствах. Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, испытывает те или иные чувства. Одни события вызывают у него радость, другие — негодование, одни вещи ему нравятся, другие — нет, одних людей он любит, других ненавидит, к третьим равнодушен, что-то его сердит, чего-то он боится, некоторыми поступками он гордится, других стыдится. Чувства — переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает, к другим людям и самому. Эмоции- физические состояния и процессы, возникающие в результате действия на индивида значимых явлений и ситуаций и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний. Эмоции и чувства для человека выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Возникшие положительные эмоциональные состояния восторг, удовольствие свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями стыда, раскаяния. Человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее. Но не все эмоции укладываются в эту схему например, эмоция удивления. Функции эмоций и чувств: 1. Отражательная позволяют определить полезность или вредность события. Побудительная эмоциональное переживание содержит образ предмета и пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Подкрепляющая значимые события быстрее и надолго запечетлеваются в памяти. Переключательная обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Приспособительная благодаря эмоциям устанавливается значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей, поэтому организм может эффективно приспособиться к тем или иным окружающим условиям. Коммуникативная мимика и пантомимика позволяет человеку передавать свои переживания другим людям. Благодаря этой функции человек может воздействовать на других людей. Выражение эмоций и чувств. Нередко слова "эмоции" и "чувства" употребляются как синонимы. Но эмоции имеют ситуативный характер. Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Например, эмоцией называется не само чувство любви к музыке, а состояние восхищения, которое человек переживает в данный момент, слушая концерт. Как уже говорилось выше, эмоции и чувства по своему качеству могут быть положительными и отрицательными. Но иногда отрицательные эмоции могут иметь положительную окраску гнев на плохой поступок. А иногда возможно переживание противоположных эмоций "Мне грустно и легко", Пушкинэто явление называют амбивалентностью двойственностью чувств любовь и ненависть при ревности. Эмоции и чувства можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают они активное или пассивное состояние. Если эмоции побуждают к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил, их называют стеническими от греч. Например, человек готов "свернуть горы". Радость, гнев, ненависть - стенические эмоции. Если же переживание эмоции характеризуется пассивностью, расслабляет человека, то говорят об астенических эмоциях от греч. Как говорят, "подкашиваются ноги". Печаль, тоска, уныние - астенические эмоции. Но у некоторых людей одни и те же эмоции могут переживаться как стенические, у некоторых - как астенические. Например, эмоция страха может вызвать у одного человека беспомощное состояние, у другого - бурную реакцию. По форме протекания все многообразие эмоций и чувств можно разделить на чувственный тон, эмоции в узком смысле этого словааффекты, настроения, фрустрация, стрессовые состояния, высшие чувства, страсти, увлечения. Эти формы переживания эмоций и чувств и образуют эмоциональную сферу личности. Эмоции в узком смысле этого слова - непосредственное переживание какого-либо чувства. Выделяют следующие "фундаментальные эмоции" по Изарду или основные эмоциональные состояния: 1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствует развитию умений и навыков, приобретению знаний. Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика. Удивление - не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака, возникает внезапно, тормозит все предыдущие эмоции и направляет внимание на объект его вызвавший. Может переходить в интерес. Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным. Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами людьми, предметами, обстоятельствамисоприкосновение с которыми физическое взаимодействие, общение и т. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями или поведением самого объекта. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. Имеет как стенический так и астенический характер. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении. Общее же число эмоций, названия которых существуют в словарях, огромно радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз. Из соединения фундаментальных эмоций могут возникать комплексные эмоциональные состояния например, тревожность: страх+гнев+вина+интерес. Простейшая форма эмоционального переживания — чувственныйили эмоциональный тон— эмоциональная окраска, качественный оттенок психического процесса приятное или неприятное чувство. Характеризуется изменением сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания. Быстро овладевает человеком и бурно протекает. Если обычная эмоция - это душевное волнение, то аффект - буря, взрыв. Человек утрачивает контроль над собой, совершая безрассудные действия, а потом может жалеть об этом и вспоминать как сквозь сон. После аффективной вспышки наступает разбитость и упадок сил. Любая эмоция может перерасти в аффект: радость в восторг, злость в гнев, страх в ужас, страдание в отчаяние. Можно сказать, что аффект плох или хорош в зависимости от того, какая эмоция переживается человеком. Человек может управлять аффектом, сдерживать его наступление на первых этапах. Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека радостное, печальное, серьезное, легкомысленное, бодрое, вялое. Обычно настроение не осознается человеком, но иногда имеет значительную интенсивность и накладывает отпечаток и на умственную деятельность и на продуктивность работы все спорится. Настроение — бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Источники настроения: удовлетворенность или нет ходом жизни, делами на работе, в семье; состояние здоровья, погода и т. Источники настроения не всегда ясны, но следует уметь разобраться в причинах настроения и попытаться их устранить. Настроения различаются и по продолжительности. Это зависит от: возраста у детей — быстро меняетсяхарактера, темперамента, силы воли и т. Настроение оказывает влияние на поведение, стимулирует или подавляет деятельность. Стресс - от англ. По своим психологическим характеристикам близок к аффекту, по длительности протекания - к настроению. Может иметь стенический или астенический характер пример с экзаменом. Возникает при опасности, больших физических и умственных нагрузках и т. Стресс может быть физиологическим и психическим. Психологический стресс в свою очередь — информационным человек не справляется с задачей, не успевает быстро принять верное решение при высокой ответственности и эмоциональным угроза, опасность, обида. Разные люди по-разному переживают стресс «стресс льва», «стресс кролика». По своей направленности выделяют стресс положительная направленность, обеспечивает мобилизацию систем организма, например, в случае опасности и дистресс отрицательная направленность, носит разрушающий характер, приводит к истощению организма. Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации. Фрустрация — от лат. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию, расстройство, двигательное возбуждение бесцельные и неупорядоченные движенияапатию. Уровень фрустрации зависит от силы интенсивности воздействующего фактора, состояния человека, типа темперамента и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источник фрустрации - отрицательная социальная оценка. В отличие от эмоций, аффектов, настроений, стрессов, имеющих ситуативный характер и отражающих отношение человека к объекту в данный момент, чувства в узком смысле этого слова отражают более сложные, постоянные, устоявшиеся отношения человека. Измеряются не часами, днями, а месяцами, годами. Чувства определяют динамику и содержание эмоций. Чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его могут заслонить сиюминутные эмоции. Потребовалось бы множество поступков, чтобы отрицательные эмоции накопились и наступило бы заметное перерождение чувства, а тем более произошел бы его переход в противоположное. Чувства различают по содержанию: 1. Моральные или нравственные - эмоциональное отношение личности к поведению других людей и своему. Возникают под влиянием нравственных норм общества и малых групп. К ним относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность, чувство долга, дружба, симпатии, уважение, чувство чести и т. Аморальные или безнравственные чувства: жадность, эгоизм, жестокость, злорадство, надменность и т. Интеллектуальные - переживания, возникающие в ходе умственной деятельности, выражающие отношение личности к процессу познания. К ним относятся: удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любопытство, чувство юмора, ирония хотя некоторые психологи два последних чувства относят к следующей группе чувств. Чувство юмора — относительно-положительное отношение к другим людям с указанием на незначительные недостатки. Чувство иронии — выражение остро-критического отношения. Эстетические - чувства, возникающие при восприятии или создании прекрасного в природе, искусстве и т. Переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения. Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства иногда именуют высшими чувствами, т. Начинают развиваться у дошкольников. По силе стремления к объекту выделяют такие виды чувств: 1. Страсть - устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть направляет все помыслы и действия человека на один объект. Страсть может быть положительной и отрицательной. Объектом страсти может быть другой человек, хобби, наука, алкоголь, наркотики, накопительство и т. Увлечение - менее устойчивое, приходящее чувство в спорте, любви и т. Чувства людей могут отличаться свой направленностью. Направленность чувств может быть альтруистической, праксической, интеллектуальной, эстетической, гедонистской потребность в душевном и телесном комфорте. Животные также испытывают эмоции, но эмоции человека характеризуются определенными отличительными особенностями: 1. У человека гамма эмоций намного сложнее, даже в тех случаях, когда речь идет об аналогичных чувствах гнев, страх, любопытство, веселое или подавленное состояние. У человека много таких эмоциональных проявлений, чувств, которые отсутствуют у животных высшие чувства. Человек умеет владеть эмоциями и чувствами, сдерживать их неуместное проявление.